ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Глава 8. Первое очищение: Разум - логичность

Вот теперь мы сделали достаточно большое описание явления, чтобы начать очищение своего понятия о нем. Какое явление мы описывали?
В сущности, речь пока идет о сне. Я даю вам науку Ведогони, но туда еще очень далекий путь, и мы даже не замахиваемся на то, чтобы определять, что такое Ведогонь. Мы исходим из на-чальной подсказки, что Ведогонь — это какой-то народный способ управления сном или использования сна. И поэтому занимаемся только снами. Для короткого начального Сима нам и этого будет более чем достаточно.
Итак, мы пытаемся описать такое сложное явление, как сон. И обнаруживаем, что не можем даже почувствовать его рамки. Похоже, что и при засыпании они каждым оцениваются по-разному. А при внимательном наблюдении мы можем найти проявления сна даже в бодрствующей жизни.
Ничего страшного, мы взялись рассуждать о понятии настолько большом, что его можно считать всеобъемлющим. Оно и действительно объемлет нас со всех сторон и даже времен. В том смысле, мы приходим из прошлого сна, пробуждаясь утром, и уходим в следующий, засыпая ночью... Определить эту среду несколькими короткими словами все равно не получится. Но вот сделать четким понятие о ней можно. Пусть оно будет большим, зато мы проясним все грани этого понятия.
Итак, мы заглянули в свое понятие о сне через грань «законов сна и законов мира». И выяснили, что вполне можно говорить о том, что во сне действуют другие законы, которые нами принимаются очень естественно, будто мы готовы к другим мирам, с любыми другими законами. Выражается это в том, что во сне у нас появляется другая «логика». И мы с удивлением обна-руживаем при пробуждении, что восхищались во сне «логичностью» того, что на поверку просто дико нелогично.
Вот отсюда мы сделали шажок к допущению, что во сне действует иной разум — Сноразум, очень сильно отличающийся от обычного нашего разума — Днеразума. Что это вид разума, сомневаться не приходится, поскольку мы ощущаем себя в нем разумными. Поскольку у нас в действительности нет другого способа, распознать какой бы то ни было разум иначе, как по своим ощущениям, то наши ощущения во сне можно считать абсолютным свидетельством. Абсолютным, в том смысле, что у нас просто нет другого способа это определять.
При этом кто-то из ученых, например, философ, мог бы возразить, сказав, что есть и другой способ распознать разум: к примеру, по изучению плодов его деятельности. И для этого есть особая наука — логика, которая описывает, как должен работать разум, позволяя тем самым узнавать и его наличие в человеке. Психиатры же и психологи могли бы сказать, что существуют различные тесты, позволяющие выявить, разумен ли человек.
Отвечу так. У психиатров и психологов есть тесты, но нет определения того, что они хотят обнаружить. Они даже и не разум тестируют, а кто интеллект, а кто мышление. В общем, воз-ражения от психолога мы даже разбирать не будем, а то обидно будет... Кстати, понятие «логика» и сопутствующие ему «логичность», «логично» и тому подобные в психологических словарях отсутствуют. Психологи это понятие для определения разумности не используют, очевидно, не решаясь вмешиваться Е дела чужой епархии.
Но косвенно они тем самым ставят под сомнение и то, что Логика описывает психологическое явление. То есть действительный разум. И я в этом тоже сомневаюсь, потому что логика должна бы описывать логос. А разум ли это? Если и разум, то божественный, а если пойти по более простому переводу этого слова на русский — «слово», — то описывает она то, как наши слова складываются в предложения и «формулы».
Иначе говоря, логика и вообще-то описывает частный случай проявления разума. Но это как наука. А вот когда мы говорим в быту: Такова логика! Логично! — то мы говорим совсем о другом явлении, по сравнению с философами.
Так вот, советская «Философская энциклопедия» в 1964 году дает такое определение:
«Логика — (logike наука о мышлении от logos — слово, речь, разум, рассуждение) — наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также в языке как средстве такого познания».
Наше бытовое понятие о логике совсем не совпадает с ее пониманием как науки. Говоря: «логично», — мы имеем в виду не «научно». Мы имеем в виду что-то совсем иное.
А что?
Вот и опишите мне, что значит логично и нелогично ваших личных высказываний. А потом проверьте свое «логично» через «нелогично» ваших снов.

Скоморох