В Русской культуре отсутствуют письменные памятники, подобные древним военным наставлениям и учебникам по единоборствам. Но это не значит, что боевого искусства не было.
Вероятно, ни кто не будет возражать против того, что у русских существует очень сложная и самобытная инструментальная и песенная традиция, малоизученная, но хорошо сохранившаяся народная хореография, а ведь текстов с нотными записями попросту не было, и сейчас, практически невозможно записать, не искажая, европейской нотной грамотой, русскую песню, передать самобытные способы звукоизвлечения. Учебники по русской хореографии начали появляться лишь в конце XIX - го века, да и то в "окультуренном", а позже "культпросветовском" исполнении, а ведь плясали и до этого, и точно так же, как в конце XX-го века.
Традиция передавалась устно: "от сердца - к сердцу, из уст - в уста", при этом не происходило искажения, так как обычай очень требователен к аутентичности.
" Слово о полку Игореве" нашли, не поверили в его достоверность; О существовании былинного эпоса, просвещенная интеллигенция узнала лишь к середине XIX - го века; На мудрость древней иконописи, обратили внимание в начале XX- го века; Гусли, оказывается, дожили до конца двадцатого века и были найдены и описаны, изучены способы игры на них. В 80 - х и 90 - х, более трёхсот гусляров было обнаружено фольклористами Петербургской консерватории; Теперь, в 90 - х, вдруг заспорили о наличии у русских, боевых искусств. Опять слышится: " Не могли они этого иметь, а если и было что, то уж что - нибудь недоразвитое". Не устаю удивляться на идущую сквозь века, традицию "Моськиного племени".
- Ай, да моська!
- Знать, она сильна!?…
Тексты есть. Они сохранились в устной сказочной традиции и, слава Богу, дошли до нас.
На протяжении времени, в среде непосвящённых, происходил процесс искажения и забывания исходного смысла древних мифов и историй. То же самое произошло и с нашими боевыми сказками.
Это обыкновенные сказки известные, наверное, всем детям, но в прежние времена, боевое значение их, открывалось юношам, по необходимости, после совершеннолетия. В преданиях бузы до нас дошли, только девять таких сказок, а ещё четыре нам рассказал князь Борис Васильевич Голицын, несколько было рассказано характерником Черноморского казачьего войска. Может быть, повезет, и мы найдём ещё.
Нам не известно, сразу ли эти сказки были созданы как воинские тексты или боевым смыслом они были наполнены позднее, до нашего времени они дошли в виде обычных сказок со скрытым воинским смыслом, который объясняется устно, в артелях кулачных бойцов.
Вот одна из них:
Избушка лубяная и избушка ледяная.
У сказки существует два прочтения, одно описывает этапы, которые проходит учащийся, а другое, касается техники боя.
1. Заяц - это душа необученного человека, начинающего заниматься.
2. Лиса - хитрый враг, который побеждает нашего недоученного бойца и выгоняет его из "домика".
3. Домик - имеет ряд значений, этот домик захватывает лиса.
4. Медведь - это сила.
5. Бык - это упорство.
6. Волк - это время и опыт.
7. Петух - "кур", это огонь - воинский дух. Он носит на плече косу, символ смерти, смертное памятование, т. е. готовность умереть.
Лиса выгоняет зайца из дома, а тот идёт и плачет. На встречу ему медведь.
- Что заинька плачешь?
- Была у лисички избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна, её избушка растаяла. Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала.
- Не плачь, я её прогоню.
Боец обрёл силу, но одной силы мало, и лиса прогоняет их обоих.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!
Идёт зайчик и плачет, а на встречу ему, бык (иногда баран).
- Что заинька плачешь?
- Да как же мне не плакать? Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала. И медведь не помог.
- Не плачь, я её прогоню.
Вдобавок к силе, боец приобрёл упорство, но этого тоже не достаёт и лиса снова их прогоняет.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!
Испугались бык и заяц и убежали.
Идёт зайчик по дороге и плачет, а на встречу ему волк.
- Что зайчик плачешь, я тебе помогу.
- Нет, волк не поможешь, медведь гнал, - не выгнал, бык гнал, не выгнал, и тебе не выгнать.
Пошли они с волком к избушке, но лиса и их прогнала.
- Как выскочу, как выпрыгну! Полетят клочки по заулочкам!
Плачет зайка, а на встречу ему петух.
- Что зайчик плачешь?
- Да как же мне не плакать? Лисичка попросилась ко мне в домик переночевать, да меня же и выгнала. И медведь не помог, и бык не помог, и волк убежал.
- Не плачь, я её прогоню.
Взял петух свою косу и пошел к избушке. Идёт и поёт:
- Несу косу на плечи - хочу лису посечи!
Испугалась лиса, выбежала из домика, а петух её и зарубил.
Стали они вместе с зайчиком в избушке жить - поживать, да добра наживать.
Шагая по ПУТИ, занимающийся, постепенно приобретает силу, упорство, опыт; по прошествии времени, боец обретает и воинский дух, смерть у него за плечом, он готов сражаться и умирать. С таким настроем он приходит к лисе, и приносит ей смерть. После возврата избушки, воинский дух остаётся жить с бойцом навсегда. По наличию у человека готовности сражаться и умереть, отличали "спортивный" дух от воинского.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.
Это традиционное окончание, должно напоминать нам о том, что в сказке всегда есть "намёк", понять, который, зачастую, может только человек, которому были даны ключи к сказкам - "сказочное лукошечко".
"Лукошечко" - это первая сказка, из сказок - ключей. Так же называется и весь сборник боевых инициационных сказок. Мы в нашей статье не будем перебирать всё лукошко (всё же это устная традиция), а покажем, лишь, прикладное - техническое значение сказки "Про домик" или "Избушка ледяная и избушка лубяная".
У нас в борьбе, домиком называется собственное пространство бойца. Оно, как бы цилиндром окружает бойца со всех сторон. На верху этого цилиндра, конус - "крыша".
Стены этого домика находятся на расстоянии локтя или на длине предплечья, вокруг тела бойца. Внизу, стены находятся вокруг тела бойца, на расстоянии, согнутой под прямым углом, коленки. Висящая вниз голень, показывает стенку избушки.
Боец не должен пускать "лису" - противника, в свой домик. Атакующие конечности противника, следует встречать на границе домика, на входе. Это место называется "порог". Отсюда происходит наша поговорка "Встречай лису на пороге". Встречать атакующую конечность можно любой ближайшей частью тела, лишь бы было удобно. Чувство "порога" вырабатывается специальными упражнениями. При работе против оружия, расстояние от тела до "порога" увеличивается на длину поражающей части оружия, например, на длину клинка ножа. Это делается по тому, что оружие удлиняет вооруженную конечность.
На верхнем уровне обычно защищаются руками, на нижнем, ногами.
Особо отмечаются две ошибки при защите:
1. Когда лису пускают за порог, т. е. впускают удар в домик, а потом пытаются его обработать, это чревато тем, что вы не успеете уйти из плоскости атаки и пропустите удар или захват.
2. Противоположной ошибкой считается выход из домика, т. е. когда вы встречаете атакующую конечность раньше, чем она достигнет "порога". В этом случае подготовленный противник (речь идёт о "лисе", о хитром противнике) "почувствовав" вас раньше времени, изменит траекторию атаки или возьмёт вашу конечность в захват или на залом. Если вы "высунулись" "лиса" может легко переиграть вас, и "полетят клочки по заулочкам".
Сражаясь желательно не высовываться из своего домика, разрушая домик противника, при этом нужно держать контакт на "порожке" там, где можно контролировать ударные части противника и считывать (через место касания) его намерения.
Любой контакт, например удар, может становиться захватом и наоборот.
Допускать в "домик" части тела противника желательно, только в повреждённом состоянии. Вести схватку, даже на тренировке, при отработке, нужно до конечной фазы - до полного поражения противника (Несу косу на плечи - хочу лису посечи!), прорабатывая все встречающиеся фазы боя.
Все удары и другие технические действия должны быть привязаны к конкретным целям, всё должно поражать - это ваша "коса". Противник безопасен только окончательно сломленный или повреждённый - "недорубленный лес опять вырастает." При равной технике побеждает более сильный, при равной силе и технике, побеждает тот, у кого сильнее дух.
Мы не можем в рамках этой статьи рассмотреть всю сказку "Избушка лубяная", но надеемся, что хоть немного заинтересовали вас северо-западной традицией русского рукопашного боя - Буза.
Вот и сказочки конец! А кто слушал - молодец.
Базлов Г.Н.
Источник: www.buza.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
все правильно- но лиса тоже
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
дядя однажды мне рассказал -
дядя однажды мне рассказал - когда он был маленьким (1960-1970 гг), в глухой воронежской деревне отец тренировал его тайно - выходили на первый лед на реку (очень-очень скользкий) и проводил спарринг. Принцип - использовать силу противника против его самого. Я понял, это как айкидо. Его отца учил этому дед. Интересно, как это искусство называется?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
все правильно- но лиса тоже боец и я сомневаюсь что она( с ее ) опытом оставит хоть шанс выжить вам .