Подвиг обязательно связан со смелостью. Даже в труде, в мирные дни, не проявив смелости, мужества, отваги, подвига не совершишь. Каждый человек может стать смелым, воспитать в себе это качество, подготовить себя к подвигу. Я не верю, что есть люди, которые ничего не боятся. Таких нет, да и быть не может. Страх — необходимая защитная реакция организма от всяких случайностей, и человек, лишенный ее, может погибнуть в самой элементарной обстановке, например под трамваем или автомобилем. Человек не может не бояться опасности. Другое дело — как он будет вести себя в критический момент. Это зависит от многих качеств, которые нужно воспитывать.
Мне много раз приходилось ходить в тыл врага. И каждый раз, когда я переходил линию фронта или на кораблях подходил к побережью, занятому противником, чувство страха сжимало сердце, но я его побеждал.
Истинная смелость заключается в том, чтобы найти в себе силу воли преодолеть чувство страха, даже перед лицом смерти, и заставить себя выполнять ту задачу, которая стоит перед тобой. По-настоящему смелыми были многие наши десантники, в том числе Андрей Пшеничных. Однажды, чтобы сорвать высадку вражеского десанта, он по сходне бросился навстречу врагам и прикладом стал расчищать себе путь к катеру. Растерявшись, враги не сумели противостоять напору отважного разведчика. Окружить его нельзя — сходня узкая, открыть огонь с палубы нельзя — это в спину своих же солдат, и катер дал задний ход.
Автомат Героя Советского Союза Андрея Петровича Пшеничных до сих пор хранится в музее Северного флота. Воин проявил настоящую смелость, основанную на ясном понимании своей задачи, своего долга перед Родиной и подкрепленную несокрушимой волей в выполнении этого долга.
Фронтовой корреспондент газеты «Правда» Герой Советского Союза С. Борзенко рассказывал, что во время Керченско-Феодосийской операции одному подразделению моряков была поставлена задача высадиться с первым броском десанта и разгромить батарею врага. Подразделение высадилось и начало решительно действовать. Враг растерялся. Моряки добрались до батареи. Впереди было минное поле и проволочное заграждение, прорвать которое сразу они не смогли. Понимая, что каждая минута промедления увеличивает опасность, так как враг может прийти в себя, командир поднялся, призывая к атаке. Но он тут же погиб. Был сражен пулей и парторг. И тут вскочила девушка, санитарка подразделения Галя Петрова, бросилась на минное поле.
— Братишки, — крикнула она, пританцовывая, — здесь и мин-то нет!
Единым порывом было смято проволочное заграждение и пройдено минное поле. Задачу моряки выполнили.
Сергей Борзенко решил найти эту девушку и пошел искать ее. Вдруг из-за укрытия донесся плач. Заглянув туда, он увидел рыдающую девушку.
— Галя, вы что, ранены? — спросил Борзенко.
— Нет, — ответила она, — я так перепугалась, что не могу унять слезы.
— Так как же вы могли, перепугавшись, выбежать на минное поле? А теперь, совершив подвиг, вы, героиня, плачете, как девчонка.
— А что было делать? Ведь я комсомолка и знала, что моряков надо поднять в атаку, а командир и парторг погибли. Я знала, что мужское самолюбие, гордость не позволят морякам остаться на месте, когда девушка, одна, может погибнуть у них на глазах.
Гале было присвоено звание Героя Советского Союза.
Эта девушка сумела выдержать громадную психическую, моральную и физическую нагрузку. Нервы у нее сдали, лишь когда миновала опасность. Но я видел мужчин, которые совершали подобные поступки и потом улыбались. Однако в момент свершения подвига они переживали то же, что и Галя.
Я помню еще случай, когда наш разведчик Семен Агафонов, ставший Героем Советского Союза, воспользовавшись секундным замешательством врагов, бесстрашно пошел сразу на два пулемета, бившие по нему почти в упор. Когда до камня, за которым укрылись пулеметчики, оставалось несколько метров, Семен ринулся на фашистов словно молния. Потом у него спрашивали, как мог он отважиться на такой поступок. Семен весело отвечал:
— А что особенного? Я как взглянул — вижу, дрожат фашисты. Ну, думаю, порядок, дрожащими руками в меня не попадешь.
Наедине с друзьями он признавался, что было страшно, что все внутри похолодело, но... так было нужно.
Эти люди заставляли себя преодолеть чувство страха, они действовали, смело глядя в лицо смерти, и совершали подвиги не ради желания прославиться, не ради каких-либо частных побудительных мотивов, а в силу высших побуждений — во имя интересов Родины, ради счастливой жизни на земле.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии